Как войти в учебный год?

1 сентября – волнительный праздник не столько для самих учеников, сколько для их родителей. Как адаптировать к школе вчерашнего детсадовца? И как мотивировать на учёбу десятиклассника? Все волнующие вопросы мы задали педагогу-психологу Дарье БУРАМБАЕВОЙ.

– Дарья Андреевна, если ребёнок «весенний» и ему исполнилось шесть лет либо малышу осенью-зимой исполняется семь, стоит ли отдавать их в первый класс?

– Ежегодно множество родителей задается этим вопросом – в каком возрасте отдавать ребёнка в школу. Готов ли ребёнок пойти в школу с шести с половиной лет, можно понять по ряду признаков.
Во-первых, ребёнок должен быть готов физиологически: все системы организма должны выдержать нагрузку, с которой предстоит столкнуться в школе. У ребёнка должен быть крепкий иммунитет, он не относится к часто болеющим детям (более шести раз в год), у него нет хронических заболеваний.

Во-вторых, ребёнок должен быть социально адаптированным, хорошо ориентироваться в окружающем мире, знать свою фамилию, имя, отчество, знать имена родителей, адрес проживания, номера телефонов родителей и их профессии. Он должен понимать, для чего нужно посещать школу и правила поведения в ней.

В-третьих, у ребёнка должна быть хорошо развита речь, он не заикается, имеет достаточный словарный запас для своего возраста.

Узнать готовность ребёнка к школе можно, сделав соответствующую диагностику в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи или записавшись на консультацию к психологу.

– Какие основные сложности встретит первоклассник в школе? На что действительно стоит обратить внимание, что является поводом обратиться к психологу?

– Прежде всего это адаптация. Ребёнок попадает в совершенно новые, незнакомые условия, испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки. Адаптационный процесс может занимать от двух-трех недель до полугода.

Адаптация проходит успешно, если ребёнок удовлетворен процессом обучения: ему нравится в школе, он не испытывает страхов и чувствует себя уверенно, он легко осваивает школьную программу и хорошо устанавливает контакт с одноклассниками и учителем.

Если же ребенок тревожен, жалуется на усталость, нарушен сон, аппетит, не хочет идти в школу, наблюдаются невротические расстройства (энурез, заикание и т.п.), астенические состояния (бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т.п.) – это всё является поводом обратиться к специалисту.

– Часто родители первоклашек стараются записать своё чадо во всевозможные кружки и секции. Какая нагрузка ребёнка в первом классе является приемлемой?

– Ребёнку прежде всего нужно адаптироваться к школьной жизни. Все кружки, секции – это дополнительная нагрузка, которая не очень желательна, по крайней мере в первом учебном полугодии, так как будет осложнять процесс адаптации.

– Как помочь ребёнку адаптироваться?

– Перед началом учебного года следует позаботиться о восстановлении «рабочего» режима. Отправляйте ребёнка спать не позднее 22.00, а поднимать его нужно пораньше минут на 5–10 каждый день.

В первые две недели родителям нужно постараться самим забирать школьника. В этот период ребёнку эмоционально сложно, даже если внешне он всем доволен и улыбается. У ребёнка в голове так много впечатлений! Посидите с ним вечером, поговорите, поддержите и приласкайте.

– Домашнее задание – это больше совместный труд с родителями или самостоятельная работа?

– Когда появляются задания, ребёнок должен делать уроки в одной комнате с родителями. Так можно пронаблюдать за тем, сколько ему требуется на это времени. Постоянно помогать я не рекомендую, ведь домашнее задание – это самостоятельная работа ребенка.

При проверке домашнего задания помните: оттого что родители кричат над ребёнком, заставляют переписать сотни черновиков и добиваются все-таки верного ответа, лучше знать он не будет. Человек в стрессе не учится! Его психика лишь фиксирует, что «домашка» – это караул, мама будет кричать. Если вы нашли ошибку – предложите исправить, но предварительно ребёнок сам должен ее найти.

Не давайте готовых решений. Иногда используйте метод «ой, какая сложная задача» – пытайтесь сами решить задачу и решайте ее неправильно, а ребёнка попросите проверить вас. Так повышается и его самооценка, и желание знать больше.

– Если говорить об учащихся в целом, как мотивировать ребёнка на учебный процесс? Ведь зачастую школьники говорят: «Учиться не хочу, это скучно».

– Мотивация к обучению закладывается еще задолго до поступления в школу. И ее правильное формирование – это работа родителей. На все свои вопросы ребёнок должен получать ответ. Когда он получает интересный ответ, то начинает осознавать, что получить новые знания – это здорово.

Если ребёнку стало неинтересно в школе, возможно, к нему предъявляют непосильные требования. Сходите к учителю, обсудите это. Неудовлетворительные отметки огорчают, но нельзя чрезмерно много внимания уделять этому и сравнивать успехи своего ребёнка с оценками других ребят. Он должен всегда чувствовать, что вы на его стороне в любой ситуации.

– И напоследок дайте три важных совета, как родителю и ребёнку справиться со стрессом в связи с наступлением нового учебного года.

– Во-первых, нужно успокоиться самим родителям. Ведь ребёнок все видит и чувствует. Позитивный настрой и уверенность родителей очень важны для него. Во-вторых, помните, что оценки – это не самое главное в жизни.

И не всегда они подтверждают объективную картину знаний. А в-третьих, я хочу напомнить замечательную английскую пословицу, с которой я абсолютно согласна: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожими на вас. Воспитывайте себя!»

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _              _   _____ 
| | __ __ _ | | |___ /
| |/ / / _` | | | |_ \
| < | (_| | | | ___) |
|_|\_\ \__, | |_| |____/
|_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.